«Трансформация радио- и телевизионных контент-стратегий в условиях цифровизации»
Секция, приуроченная к 60-летию кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
25 октября на факультете журналистики в рамках конференции «Цифровые трансформации СМИ: региональный, национальный и глобальный аспекты» прошла секция «Трансформация радио- и телевизионных контент-стратегий в условиях цифровизации». Выступления специалистов были приурочены к 60-летию кафедры телевидения и радиовещания факультета.
Выступления
Г.В. Перипечина
В начале секции со вступительной речью о создании и развитии кафедры телевидения и радиовещания выступила Галина Викторовна Перипечина (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова).

Главные тезисы выступления
Г.В. Перипечиной
Когда нашей кафедре было полвека, праздник был шумным. С тех пор прошло 10 лет, и многое изменилось, поэтому сегодняшний юбилей можно назвать особенным.

Кафедра телевидения и радиовещания была создана в 1958 году. Тогда телевидение только стало считаться СМИ, начался выпуск телевизионных приёмников.

Стремительно росло количество телевизионных центров, и появилась необходимость подготовки профессиональных кадров. Так на Журфаке МГУ возникла кафедра радиовещания и телевидения (сначала она называлась так). На той двери, которая выходит на балюстраду, висит табличка «радиовещание и телевидение», а на двери у входа на кафедру — «телевидение и радиовещание». Это забавно, и я вижу в этом историческую справедливость, потому что радиовещание — наш старший брат, друг и товарищ. Специальность выпускников тех лет звучала так: «литературный работник радио и телевидения».

В 1958 — 1961 гг. кафедрой руководил В.В. Евгеньев, юрист по образованию. В то время радиовещание гораздо тверже стояло на ногах, и телевидение во многом училось у радио. Но первая работа, защищённая на кафедре, была по телевидению. Тема была посвящена сходству и различию поведения личности на театральных подмостках и телеэкране. Автором работы была Ия Саввина, народная артистка СССР и почётная выпускница Журфака МГУ.

Н.П. Карцов заведовал кафедрой в 1962 — 1966 гг. Студенты, читающие рекомендованную литературу, знают его как автора интереснейших работ.
Затем довольно долго руководил кафедрой Э.Г. Багиров, позже — В.Н. Ружников. Его уже знали и наши молодые преподаватели.

С 1991 до 2005 года руководителем был Г.В. Кузнецов, почётный выпускник Журфака. Как человек, много лет проработавший на телевидении, он совмещал основы радио и телевидения в профессиональной подготовке. На кафедре работало много ученых, теоретиков, которые занимались вопросами сферы медиа.

Р.А. Борецкий — один из создателей нашей кафедры и теории журналистики. Первая диссертация — «О жанрах и формах документально-хроникального общественно-политического телевидения». Ю.И. Долгова продолжила эту сложнейшую тему.

Тема второй диссертации — «Особенности телевидения как средства художественно-публицистического отражения действительности». Её защищал А.Я. Юровский.

С. А. Муратов работал на кафедре телевидения и радиовещания нашего факультета с 1968 года. Публика знает его как создателя КВНа, но ещё он разрабатывал теорию документального кино и писал труды по истории телевидения.

В учебнике 1966 года телевидение было названо лирическим искусством. Отмечалось, что эстетика телевидения присуща природе и распространяется на все виды вещания. В учебниках 2004 — 2005 гг. уже появились новые термины (в том числе «продюсер») — мир медиа изменился.

Идея создания теле- и радиостудии — давняя мечта Я.Н. Засурского. Мы счастливы, что у нас есть студенческие СМИ.

После Г.В. Кузнецова кафедрой заведовала А.Г. Качкаева. Потом Г.В. Перипечина, затем — А.В. Раскин. При нём произошел переход от специалитета к бакалавриату и магистратуре.

Кстати, наша кафедра всегда выделялась тем, что была мужской кафедрой. Сейчас мы возвращаемся к этим традициям.

Я к кафедре отношусь как к человеку, с которым хотелось бы общаться. Кафедра модельная, она даёт нам образцы деятельности. Главное мое пожелание – хранить традиции и воспринимать новые импульсы.
Юрий Михайлович Ершов
Заведующий кафедрой тележурналистики Томского государственного университета, респондент секции
Л.Д. Болотова
С докладом по теме «Современное российское радиовещание: актуальные проблемы и тенденции» выступила Людмила Демьяновна Болотова (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова).

Главные тезисы выступления
Л.Д. Болотовой
Сегодня радиостанции расширили своё присутствие в интернете. Сайты радиостанций — это программы передач, возможность прослушать архивные передачи, публикация материалов и даже видеоряд. Мы видим тенденцию к визуализации контента. Это хороший способ привлечения аудитории. К примеру, набирает популярность «Новое радио». Оно имеет свою специальную студию, делает программы для показа в социальных сетях.

Сетевизор — трансляция того, что происходит в студии во время передачи. Сетевизор был у радиостанции «Эхо Москвы», он существует и сегодня. Такие трансляции часто публикуются в Youtube.

Существует проблема турбулентности московского медиапространства. В Москве всего 8 медиахолдингов, сократились ресурсы холдинга «Москва Медиа». Всего в Москве 54 радиостанции, многие входят в холдинги; 18 из них – независимые (станции МВД и т.д.).

Важно отметить продвижение московских радиостанций в регионы. Многие из радиостанций имеют сети трансляций в самых различных регионах страны. Но в регионах всё меньше радиостанций с собственным контентом (например, в Самаре — ни одной). Сегодня региональное вещание по значимости выходит на первое место. Здорово, когда в регионах (даже на Камчатке) есть свои сети вещания, не зависящие от московского.

Не все страны охотно переходят на цифровое вещание, ищут аналоги. Есть гибрид радио, когда существуют и цифровое вещание, и FM-частоты. Такой формат стоило бы получить.

Д.В. Жуков
С докладом по теме
«Региональное телевидение Крыма и Севастополя: испытание "цифрой"» выступил Дмитрий Валерьевич Жуков (филиал факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова).

Главные тезисы выступления
Д.В. Жукова
В январе 2019 года в России начинается отключение вещания телевизионных каналов в аналоговом формате. В силу особенностей региона Крымского полуострова в 2011 году работало 4 мультиплекса цифрового телевидения. Распространение каналов по мультиплексам было утверждено ещё 18 августа 2011 года. Тогда Крым был в составе Украины, и строго контролировалась идеологическая благонадежность СМИ.

На первом этапе смены государственности Крыма украинские каналы были заменены российскими. Теперь в мультиплекс входят 10 каналов в формате стандартной четкости; когда Крым был в составе Украины, их было всего 8. В российский период телевидение взято под федеральный контроль, работает бюджетная поддержка каналов, в то время как в украинский — был идеологический контроль со стороны государства и частные инвестиции в техническую организацию телевидения.

Крым и Севастополь стали одними из первых в России регионами с третьим работающим функциональным мультиплексом (с 2014 года). В Крыму также вещает ВГТРК («Вести Крым»).

Е.Б. Громова
С докладом по теме «Образ Современника в региональном телевизионном эфире Крыма в эпоху кардинальной смены характера медиапотребления» выступила Екатерина Борисовна Громова (Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова).

Главные тезисы выступления
Е.Б. Громовой
Как современник представлен в крымской новостной программе? Наиболее любимая тема — тема государственного управления. Центральное место занимает образ чиновника. На втором месте — материалы о культуре, на третьем — сюжеты о сиротах.
Было замечено, что наиболее интересующая аудиторию тема — промышленность и сельское хозяйство.

Как изображён герой? Существует три типа героев: первый – эксперт, размышляющий о герое; второй – эксперт-свидетель и участник событий; третий — сам человек и его судьба; четвёртый — журналист в роли эксперта, который рассуждает о современнике. Самый яркий тип — второй. Самый редкий и менее популярный вариант — третий, где героем выступает сам собеседник.

Основные жанры: интервью, диалог, информационный сюжет, сюжеты-исследования, комментарий, портрет, репортаж, беседа в студии, телеигра. Наиболее часто встречающийся жанр — информационный сюжет.

Ю.И. Долгова и М.В. Пименова
С докладом по теме «Эволюция интерактивных элементов в программе "Прямая линия с Владимиром Путиным" в условиях цифровой среды» выступили Юлия Игоревна Долгова и Марина Вячеславовна Пименова (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова).

Главные тезисы выступления
Ю.И. Долговой и М.В. Пименовой
Телевидение выполняет множество важных функций. Одна из таких — мобилизация, вовлечение граждан в политическую жизнь. К примеру, граждане, которые не любят голосовать, смотрят прямую линию с президентом и заинтересовываются политикой.

Из чего состоит сегодняшняя «Прямая линия с Владимиром Путиным»? Классическими остаются вопросы прямых включений и гостей в студии. Также есть вопросы от ведущих (уточняющие) и вопросы через прямые включения (соцсети, видеосвязь, телефонная связь).

Немного из истории «Прямой линии»:

В 2005 году в программе впервые появились вопросы из SMS- и MMS-сообщений. В 2008 году, когда Владимир Путин стал Председателем Правительства Российской Федерации, в студию стали приглашать гостей. В 2011 году количество вопросов, заданных гостями в студии, стало рекордным. В 2012 году по непонятным причинам программа не выходила. С 2014 года стали использоваться видеозвонки, а в 2016 году в качестве канала коммуникации добавили соцсети.

С.И. Борисов
С докладом по теме
«Трансформации родовых и жанровых признаков отечественного документального кино портретной направленности в эпоху цифровизации, коммерциализации и стратификации медиасферы» выступил Сергей Игоревич Борисов (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова).

Главные тезисы выступления
С.И. Борисова
Цифровизация прямо и косвенно связана со стратификацией медиа. Происходит разделение на определённые группы, сегменты, ниши. Самое общее деление — это деление на традиционное и интернет-телевидение. Между ними начинается конкуренция. Хотя цифровизация позволяет, имея дома один лишь смартфон, смонтировать в нём файл и обработать. Об этих технологиях мечтали все кинематографисты предыдущих эпох и десятилетий.

Классические учебники по телевизионной журналистике Багирова, Юровского, Цвика и прочих всегда начинаются с «трёх китов» — типов телевизионных (журналистских) сообщений. Мы говорим об информационной журналистике, аналитической и художественной. У каждого из этих родов свои функции, задачи и средства.

Кино о человеке, где темой является личность или же группа людей, бывает очень разным. Есть три жанра этого фильма, которые укладываются в определенные рамки — это фильм-биография, который тяготит к хроникальному или информационному типу экранных публицистических сообщений; портретный очерк — аналитический характер жанра, который лежит между научным исследованием и художественным рассказом; фильм-портрет — художественный жанр, где само слово идёт из живописи; а также автопортрет. Этот жанр ещё ждёт свои открытия, своих мастеров.

Биография (жизнь+пишу) — это описание жизни, сделанное другими людьми или самим героем (автобиография). Биография является первичным источником социологической информации, позволяющей определить психологический тип личности по исторической, национальной и социальной обусловленности. Биография может быть научной, художественной и популярной. Стремление биографа к объективности информации и хронологичность структур — объединяющие составляющие всех типов биографии.

Знаменитое издание М. Горького «Жизнь замечательных людей», или «ЖЗЛ», показывает каноничность структуры: жизнь предков, жизнь родителей, рождение, детство, юность, отрочество, первые плоды жизнедеятельности, расцвет личности, затем смерть и его влияние на потомков.

Портретный очерк — это жанр между исследованием и рассказом. Исследование биографично. В нём мы изучаем жизненную канву человека в историческом контексте, а дальше вольны рассказать эту историю самым неповторимым образом. Появляется автор. В этом жанре очень велика роль экспертов, людей, которые были лично знакомы с героем или могут объективно о нём говорить. Портрет — то, что можно охарактеризовать словами «я так вижу». За документальностью жанра способны открыться образ героя и своеобразная подача материала автором.

Биография стремится к объективности, портрет стремится к субъективности, а в очерке степень участия автора меньше 50%, потому что большую долю берут на себя эксперты, мнение которых имеет вес в разговоре об этом человеке.

Л.Ю. Малькова
С докладом по теме «Ток-шоу и документальный фильм в общественно-политическом вещании телеканала "Россия 1"» выступила Лилиана Юрьевна Малькова (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова).

Главные тезисы выступления
Л.Ю. Мальковой
Документальное кино — это тот ген, который телевидение унаследовало от кинематографа. Разговорность — от радио, визуальность — от кинематографа.

Документальный фильм сейчас становится своеобразной жертвой вещательной политики. Для качества документального кино показательно то, что ВГТРК, забрав себе канал 24_DOC из общедоступного бесплатного эфира, оперативно перевело его в своё цифровое семейство, а потом закрыло этот канал. 24_DOC был исключительным явлением в истории всего отечественного телевидения. Это был тот канал, где показывали и наше, и зарубежное фестивальное документальное кино. Сейчас подобного нет. Фестивальному кино доступ на российский телеэкран закрыт.

В дотелевизионную эпоху киножурналы принято было называть киножурналистикой, а документальные фильмы — кинопублицистикой.

Эстетическое и социальное находятся в зыбком равновесии в каждом произведении.

С развитием телевидения документальные фильмы в нашей стране и за рубежом всегда были востребованы. В советское время считалось нормальным показывать рубрику документальное кино в утреннем, дневном и вечернем эфире. В постсоветское время сериалов, разоблачающих советский миф, было создано больше, чем за все советские годы (безмерные сериалы Сванидзе, Парфёнова, Киселёва). Это был важный наполнитель телеэфира с пропагандистской точки зрения.

Сейчас само понятие документальный фильм изменило смысл, покрывая телепрограммы, в том числе и научно-популярное кино, а это значит, что игровые съёмки и даже анимация входят в норму, становятся определёнными характеристиками современного некоего «формата».

В архивах сайта «Россия-1» насчитывается 81 тыс. названий этих самых продуктов, которые справедливо можно назвать гетерогенными. Гетерогенной была продукция начала ХХ века. Началась неделимость игрового и неигрового, и люди не понимали, в чем значение киноправды. Если рассматривать программы передач, то стабильное место днём и в выходные на «России-1» имеют фильмы культурно-развлекательной тематики — портреты знаменитостей к юбилею или похоронам. Если мы смотрим фильмы социальной тематики, то на «России-1» их практически нет.

В 2015 году из новостных репортажей корреспондентов Мамонтова, Рогаткина, Попова, Соболева и т.д. вырастали очень спорные по методам фильмы. Была рубрика «Специальный корреспондент». В ней фильмы сводились с ток-шоу. Ольга Скабеева параллельно открыла программу «ВЕСТИ.doc», специально предназначенную для демонстрации качественного документального кино, произведённого каналом. В 2017 году не стало ни «Специального корреспондента», ни «ВЕСТИ.doc».

Появилась передача «60 минут», где Скабеева с Поповым объединились и выходят в эфир дважды в день. Также они хорошо справляются с широким кругом экспертов разных политических убеждений. Но здесь статус кинодокумента совершенно иной. Если в «Специальном корреспонденте» фильм вырастал из репортажей вестей и представлял целостное авторское видение ситуации или проблемы, то здесь программа оперирует по существу видеоматериалами в процессе подготовки вестей, предваряя вечерний выпуск. Хроника разлагается по кадрам в подкрепление точки зрения ведущего.

Здесь важно не только то, что ток-шоу вытесняет фильм из эфира, но и то, что подрывается достоверность его основы документального кадра. Это касается даже передач Соловьева, дискуссия которых наиболее последовательна и не зависит от видеоматериалов.

Причины увлечения монтажно-цифровыми экспериментами с внутрикадровым содержанием видятся, во-первых, в характерном для всей аудиовизуальной сферы обострении борьбы за зрителя на перцептивном уровне, во-вторых, в том, что пафос вещания достиг своего пика, исчерпывая формально содержательные ресурсы политической мысли.

С другой стороны, зритель привык к аудио восприятию полемики и отвык всматриваться, вслушиваться и размышлять над кадром. А любой документальный фильм всё-таки предполагает размышление, соразмышление, требует больших творческих затрат от канала и от телезрителя.

Сегодня общественно-политический контент «России-1» строится на стратегическом единстве стиля новостей и ток-шоу. Для этого стиля характерны:

полемичность; стремление опровергнуть видимое или невидимое в новостях оппонента; господство вербального ряда, который стремится всё больше к метафоре;подчинение событийного наполнения драматургии политических сценариев, которые развёрнуты по всем медиа, не только по ТВ; повторяемость кадров в шоу, фрагментация, визуальные элементы; демонстративность выявления смыслов происходящего.

Л.А. Круглова
С докладом по теме «Тренды в развитии цифрового аудиовизуального контента» выступила Людмила Алексеевна Круглова (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова).

Главные тезисы выступления
Л.А. Кругловой
По мнению ERICSSON-MOBIL, к 2020 году 75% интернет-трафика придётся на мобильный видео-контент. Идёт трансформация и перекос в видео. Нарост за год — 103% пользователей мобильной сети по всему миру. Идёт полная визуализация, и поколение Y, и все последующие поколения всё воспринимают через видео. По М. Маклюэну, мы возвращаемся к наскальной живописи, когда информация передавалась не через книги, а через визуальный ряд.

В марте 2018 года Poynter опубликовал исследование института «Будущее сегодня». По их данным, издатели реагируют на эти тренды. 82% американских издателей и 94% европейских издательств пытаются нарастить видеопроизводство, и при этом совершенно неважно, к какому типу СМИ издательство относится.. Но 64% издателей утверждают, что видеопроизводство связано с большими затратами.

Интересно, что англичане в Великобритании особо этим трендом не увлекаются и говорят, что лучше делать качественную журналистику, как и прежде, и не убегать в видео. В исследовании говорится о трёх видеотрендах в мире. Во-первых, это телевизор с интернет-подключением, который, по их мнению, вытеснит кабельные телевизоры и традиционное ТВ. Smart-TV с потоковыми службами подорвут рынок местных вещательных станций кабельных новостей. Во-вторых, децентрализация интернета. И, в-третьих, потоковое социальное видео. Об этих трендах также говорится в исследовании Digitalresearch, где подтверждается тенденция расширения видео.

The New York Times уволили почти 100 сотрудников и нарастили вдвое больше (до 60) сотрудников, которые будут делать видео в Интернете для них. За 2017 год их видео на YouTube собрали 595 млн. просмотров.

TimenCorporated также увеличивает видеоконтент, и ставка делается именно на дистрибуцию вне сайта. Они опубликовали свыше 5 тыс. роликов и собрали около 3 млрд. просмотров на разных платформах в течение второго квартала 2017 года. TimenCorporated работает на 8-ми платформах, в том числе Facebook, Instagram, YouTube и на собственном сайте.

В The Washington Post отдел, занимающийся видео, состоял из 40 человек, и его расширили до 70. Можно заметить тенденцию, что крупные газеты увеличивают видеосоставляющую, набирая работников, которые могут создавать как короткие видео, так и серьёзные, практически документальные фильмы. Эти фильмы разные по продолжительности, начиная от получаса. The Washington Post собрали за свои видео всевозможные премии и 367 млн. просмотров за 8 месяцев 2017 года.

Мы также видим тенденцию, что Google планирует завладеть сегментом ТВ- инфраструктуры и стать ключевым игроком на рынке телевизионной рекламы. Речь идёт только об Америке. Основной бюджет этого рынка США на начало 2017 года составляет 72 млрд. долларов.

Когда мы говорим про видео в интернете, то в первую очередь имеем в виду YouTube. По последним исследованиям видно, что YouTube как видеохостинг начинает вытеснять социальную сеть Instagram. Люди смотрят как потоковые видео, так и видео Instagram. И вместе они переваливают количество просмотров именно на YouTube. Instagram выбирает образовательную и обучающую функцию видеоконтента, который раньше размещался на YouTube. Скорее всего эта тенденция будет только расти.

Огромный сегмент видеоконтента составляет художественная продукция, так называемые сериалы и фильмы. И те сериалы, которые мы смотрим, в первую очередь ассоциируются у нас с Netflix. Если ранее у них было 33 млн. подписчиков, то сейчас их
125 млн. Исследователи говорят о том, что скоро эта цифра может вырасти до 200 млн. даже за пределами США и по всему миру.
О.В. Тихонова
С докладом по теме «"Фанимани" как оригинальный телеформат городского канала» выступила Ольга Владимировна Тихонова (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова).

Главные тезисы выступления
О.В. Тихоновой
Период 2008 — 2009 годов — это период мирового финансового кризиса. Именно с этого момента стал актуален вопрос о повышении финансовой грамотности населения. Это считалось фактором экономического развития государства и фактором улучшения качества жизни людей. 25 сентября 2017 года вышло распоряжение РФ №2039 «Об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017 — 2023 год». Именно в этом документе подчеркнута роль освещения данной проблематики — повышение уровня финансовой грамотности населения именно с помощью средств массовой информации.

В 2015 году на телеканале «Москва 24» при финансовой поддержке Департамента СМИ и рекламы Москвы вышла еженедельная программа «Funny money», которая была рассчитана на универсальную аудиторию. Там говорится просто и смешно о сложных экономических материях и бизнес-новостях. Так позиционирует себя проект на сайте телеканала. В этой программе любой вопрос рассматривается с точки зрения экономики. Информация подается в лёгких юмористических оттенках. Мы относим эту программу к телевизионному журналу, поскольку это аудиовизуальное периодическое издание.

В этой программе структурными элементами являются материалы разных жанров: выступления ведущих экспертов или специалистов-популяризаторов в кадре, комментарии, репортажи и стрит-токи. Тематика материалов достаточно разнообразная. Это курсы валют, недвижимость, рынок труда, бизнес, финансы, потребительский сектор. Темы можно разделить на 3 вида: плановые, или сезонные; вечные, те, которые не привязаны ко времени; актуальные, или наиболее обсуждаемые в современном российском обществе.

Журнальная форма помогает многопланово освещать финансово-экономическую тематику. Мы можем наблюдать оптимальную ритмико-композиционную последовательность. Есть некая ёмкость содержания, и журналисты могут позволить себе свободную компоновку материалов.

В программе есть постоянные рубрики. Одна из них — «Ценные перемены». Рубрика освещает ежемесячные мониторинги редакции, цен, продуктовой корзины. Рубрика «Вопрошайка» — это стрит-токи по вопросам информационной повестки недели. А не менее интересная рубрика «Ребятам о деньжатах» помогает детям усвоить основы трудных финансовых терминов.

Современная система телевидения позволяет по-новому структурно наполнить и исполнить программу. Редакция может выразить своё отношение и видение с помощью художественных или мультипликационных фильмов. Могут вставляться конкретные цитаты из фильмов, которые могут продолжать или подтверждать мысль ведущего. И, конечно же, инфографика. Например, если анализируется изменение цены на бензин, используются данные Московской топливной ассоциации, исследуется рынок недвижимости.

Поскольку у программы постоянное место в эфирной верстке телеканала, это позволяет иметь систематическую связь с аудиторией. Но редакция начала ещё осваивать интернет-площадки. У программы есть своя страница в Facebook и с января этого года — канал на YouTube. У Facebook и у YouTube разная характеристика пользователей. У каждой платформы своя специфика функционирования, поэтому контент сети не всегда отражает контент эфирный. Обязательно идет адаптация.

Очень важно найти свой формат экранного продукта. Необходимо чётко определить свою аудиторию и интересы. Нужно выработать действенный способ общения с аудиторией, в том число контактирование ведущего со зрителями.

Разножанровость страниц очень важна, поскольку есть возможность использовать всевозможные изобразительно-выразительные средства экрана: картинку, звучащее слово, музыку, шумы, монтаж и прочее.

Оригинальный телеформат, как показывает программа «Funny money», — это субъективно-ироническая программа про деньги и экономику. С аудиторией говорят понятно и с лёгким юмором.

Наиболее востребована программа «Funny money» у мужчин от 15 до 39 лет и у женщин от 25 до 39 лет. И слабо интересует эта передача аудиторию женщин 55+, в то время как именно эта аудитория составляет основную часть всей аудитории телеканала (25, 2%).

К.В. Чобанян
С докладом «Трансформация контент-стратегий информационных каналов в цифровой среде: американский опыт» выступила Каринэ Вардановна Чобанян (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова).

Главные тезисы выступления
К.В. Чобанян
Упор на политические темы. Кабельные новости в США сейчас практически превратились в кабельные политические новости. В связи с этим расширяются функции и полномочия ведущих. Они не только презентуют информацию, но и могут спокойно её комментировать. Раньше это было невозможно на информационных телеканалах.

Ставка на срочные новости — визитка информационных телеканалов. Не менее интересная тенденция — оригинальное программирование. Чтобы перетянуть аудиторию, нужно показать то, чего больше нигде нет. В основном создаются документальные форматы. Очень смелый и успешный эксперимент был у CNN. Многолетнее трэвел-реалити-шоу о еде с шефом-путешественником Энтони Бурденом. У этого были шоу сумасшедшие рейтинги.

Усиление общего бренда телеканала. Телевидение всё ещё смотрят, как показывают последние исследования. Несмотря на то что говорят, что Интернет — это главный источник информации, американцы выяснили: в Интернет перешли те, кто читал газеты и журналы. А те, кто предпочитал получать визуальную информацию, всё ещё остались верны телевидению. Это аудитория 50+. Только 45% от молодой аудитории от 30 до 49 лет смотрят телевизор. А чем младше, тем процент всё меньше — всего 25%.

В одном из исследований выяснили, что кабельные каналы находятся в топе источников политических новостей.

Немаловажную роль играет и президент Дональд Трамп. Он всячески принижает СМИ. Идёт открытая объявленная война между президентом и всеми традиционными качественными СМИ. Наверное, и это отражается на телесмотрении. Но с научной точки зрения это доказать очень трудно.

Интересно и то, сколько политики в тех программах, которые обо всем. В прайм-тайме в 21:00 самые высокие рейтинги у программы «Hannity» на телеканале Fox News и шоу «Rachel Maddow» на телеканале MSNBC. 92% прайм-тайма на Fox News — это политика. На MSNBC — 80%.

Политика преподносится в основном с участием гостей. И количество этих гостей на разных телеканалах разное. На MSNBC один гость, на остальных — два и более. Иногда 5-6. Шесть говорящих голов на экране — три сверху и три снизу. При этом визуальной поддержки очень мало. Она не нужна.

У всех экспертов взгляды в основном совпадают с редакционной политикой канала. Там нет жестких конфликтов или кровавых баталий, как, например, у Соловьёва. Все поддерживают выбранное направление и определённую точку зрения.

Ведущий может начать программу огромным комментарием по поводу событий дня, который может длиться от 3 до 30 минут. А потом пригласить в студию гостей. Особого креатива, чтобы придумать программу на час, в общем-то, и не надо. Ведущий становится комментатором, звездой программы.

Если открыть американский учебник по журналистике, то там чётко написано, кто ты такой, что твоё мнение неинтересно. Журналист должен просто наблюдать и давать объективную картину.

Сейчас уже особо никто не задумывается над тем, как назвать передачу. Просто берут имя и фамилию ведущего, и они автоматически становятся названием программы. Больше всего таких программ на MSNBC.

Г.Г. Щепилова
С докладом по теме «Телевидение за пределами телевидения» выступила Галина Германовна Щепилова (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова).

Главные тезисы выступления
Г.Г. Щепиловой
Молодое поколение меньше смотрит телевизор (113 минут в день). Это данные компании Mediascope.

Есть большая разница между «цифровыми островитянами» — молодым поколением и «цифровыми мигрантами». Потому что существуют привычки, которые порой неискоренимы. Сегодня происходит трансформационная революционная история, когда всё привычное начинает ломаться, например, что видео — это только «ящик» и мы смотрим его через «ящик».

На наших глазах произошла история. Мы от линейного потребления (с помощью программок в газете) перешли к нелинейному просмотру видео. И неважно, телеконтент или что-то другое.

С 2006 года начинают развиваться различные сервисы. В 2007 году пришёл YouTube. Появляются кинотеатры, хостинги. Телевидение создавало свои отдельные онлайн-сервисы.

История стремительно меняется, развиваются технологии, и переход в «нелинейку» будет происходить ещё более активно. Появилась необходимость изучать ту ситуацию, в которой мы живем.

В 2018 году кафедра теле- и радиовещания запустила проект «Трансформация как давняя стратегия в цифровой среде». Он имеет несколько ответвлений и тематических направлений (радийное поле, телевизионное поле). «Цифра» очень влияет на классическое ТВ.

Проводится локальное исследование «Специфика потребления видео в интернете», которое поможет ответить на вопрос, что смотрим, сколько смотрим и готовы ли платить за контент разные группы людей и их отношение к рекламе. Была размещена анкета в Google. Но стало понятно, что на эту анкету ответят только те, кто заходит на Google. Поэтому проводились ещё опросы face-to-face с теми людьми, которые то ли смотрят, то ли не смотрят рекламы в Интернете. Это были люди из разных регионов.

Ещё проводились опросы в аэропортах Москвы. В итоге получилось 146 (59 мужчин, 87 женщин, возраст 23-38 лет) интервью. А в Google набралось 412 респондентов. Выяснялись всего три вопроса с уточнениями, когда в этих уточнениях была необходимость. Из всех опрошенных 137 респондентов имеют опыт просмотра видео в Интернете. Только 105 из них делают это регулярно. Основной площадкой назвали YouTube, а из социальных сетей лидировал ВК, у которого достаточно серьезный онлайн-хостинг; из онлайн-кинотеатров лидировал IVI. Те, кто был против просмотра видео в Интернете, отвечали, что у них нет времени на просмотр и им вполне достаточно каналов на домашнем приёмнике.

Ключевым вопросом этого исследования был: «Готовы ли пользователи платить за просмотр видео в Интернете?». Ведь у многих стоит вопрос, как монетизировать видео в Интернете. 19 человек из 105 регулярных пользователей уже оплачивали просмотр. А 13 из них сказали, что готовы платить за контент.

Если пользователи не готовы платить за контент, то онлайн-сервисы должны существовать на какие-то другие средства. Это монетизация за счёт рекламы. И нужно было понять, как респонденты реагируют на рекламу в Интернете. 101 человек из опрошенных отключают рекламу, как только это можно сделать, аргументируя это тем, что они включают, чтобы посмотреть фильм, а реклама мешает. Те, кто не отключает рекламу, говорили, что она им не мешает или что она помогает тем, кто хочет смотреть контент бесплатно. Это показывает, что некоторые люди понимают специфику монетизации.

Существует значительная часть аудитории, которая пока не вовлечена в видеопросмотр в цифровой среде. Большая часть аудитории не готова платить за цифровой контент. Почти вся аудитория настроена против рекламы в Интернете.

Возникает некий диссонанс в системе монетизации. Либо мы платим за контент, либо контент мы получаем бесплатно, но паблишер получает какую-то свою долю за счет инвестиций рекламы.

В связи с этим возникают два вопроса: к чему мы идём с точки зрения модели монетизации и эффективности рекламы в цифровых проектах.
Поздравления
Декан факультета журналистики МГУ Елена Леонидовна Вартанова поздравила кафедру телевидения и радиовещания с 60-летним юбилеем.
Е.Л. Вартанова, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
Участники секции «Трансформация радио- и телевизионных контент-стратегий в условиях цифровизации» передали поздравления и оставили тёплые пожелания кафедре телевидения и радиовещания.
Г.Г. Щепилова, заведующая кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
Г.В. Перипечина
Ю.М. Ершов
М.А. Бережная, заведующая кафедрой телерадиожурналистики института «Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций» (Санкт-Петербургский Государственный Университет)
С.И. Борисов
Е.Б. Громова
Е.А. Болотова
О.В. Тихонова
К.В. Чобанян
Р. В. Даутова (Казанский Федеральный Университет)
К.Р. Нигматуллина, и.о. заведующего кафедрой цифровых медиакоммуникаций института «Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций» (Санкт-Петербургский Государственный Университет)
М.А. Мясникова (Уральский федеральный университет имени первого президента РФ Б. Н. Ельцина)
К.В. Маркелов (филиал факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе)
Л.А. Круглова
Как прошла секция: в фотографиях